Нужно переучивать левшу

В последнее время растет количество людей, у которых левая рука оказывается ведущей. Например, в Великобритании в 1930-е годы насчитывалось около 3% левшей. В 1950-х - их стало около 5%, а сейчас почти каждый десятый англичанин - левша. В Украине таких исследований не проводится, однако ученые считают, что такая тенденция присуща и нашей стране.

Далеко не единичны факты того, что некоторые воспитатели в детских садах или учителя в младших классах школ советуют родителям лечить своих детей-левшей, мотивируя это тем, что мол им будет трудно учиться в обычной школе и ребенка нужно отдавать в специализированное учреждение. Поскольку ребенок левша - у нее появятся проблемы с письменным украинским языком. Говорят, что ваш ребенок, мол, невнимателен, непоседливый, плохо учится - и все это потому, что ребенок - левша!

На самом деле есть несколько видов лившества, принципиально отличаются друг от друга по своему происхождению. Только зная эту разницу, возможно грамотно подобрать профилактическую и развивающую программу для вашего ребенка.

Вид первый: - лившество.

Вид второй: - леворукость.

Лившество передается ребенку естественно, на генетическом уровне. Это означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга.

Леворукость - предполагает активное использование левой руки временно или навсегда. Причиной этого могут быть родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария, у таких детей возможно «волшебное превращение» левши в правшу.

Так что нужно разобраться, что стало причиной того, что ребенок иногда берет ложку или карандаш в левую руку.

К сожалению, вся система образования в нашей стране рассчитана на правшей. Обучение прописи предусматривает жесткие требования - класть тетрадь горизонтально, с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом. Это мешает детям-левшам полноценно развиваться, нарушается восприятие информации, возникает искажение почерка, возникают грамматические ошибки. В начале освоения правописания, такие дети часто воспроизводят цифры и буквы в зеркальном отражении: ( «Е-Э», «Я-К», «В-3», «6-9» ...). Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Но ни в коем случае не переучивают ребенка-левшу! И не позволяйте этого делать другим - учителям, воспитателям, родственникам! «Леворукость» невозможно изменить по своему усмотрению.Любое вмешательство в работу мозга, тем более в детстве, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. Бороться с этим будет очень трудно не только специалистам, но и самому ребенку. Просто не пытайтесь подогнать ребенка под общеизвестные правила: Пусть он  делает все той рукой, которой ему удобнее. Лучше во время рисования или игры давать ему игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую.

Часто у детей-левшей, которых настойчиво переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть: нарушение сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикания, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражение. Возможны укачивания в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, длительное беспокойство, вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.

Поэтому просто объясняйте сейчас ребенку: в том, что он не такой, как все, нет ничего плохого. Пусть он будет уверенным в себе. А когда придет время обучения, пообщайтесь с учительницей, предупредите ее об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий их учесть.

Считается, что левши более благосклонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным. Левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; мыслят образами, быстрее проникают в глубь проблемы, поиск решений ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши. Леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, актерскими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.

До недавнего времени многие детские трудности было нелегко объяснить, и поэтому их просто игнорировали. Сейчас существуют методы нейропсихологической диагностики, которые позволяют разработать коррекционные программы, которые помогут малышу найти себя, в обучении догнать, а то и перегнать сверстников.

Активность и гиперактивность

Активность - то есть энергичная деятельность. И это замечательно, если к этому слову не прибавляется приставка «гипер», что в переводе с греческого означает «превышение нормы». Гиперактивные дети являются импульсивными, невнимательными (их внимание постоянно отвлекается от объекта), они бегают и прыгают, ломают и составляют, разбрасывают и собирают, разваливают и строят, дерутся, кричат, танцуют, поют - и все это почти одновременно. Итак, это "подвижные живчики", "вечные двигатели" - если это про ваше чадо, то  в полной мере почувствуете глубокую правду старой поговорки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но дело не только в вас! Такому ребенку будет очень трудно в школе: он просто не может усидеть на стуле, вскакивает с места, не может дождаться своей очереди во время занятий или игр. На вопросы отвечает не задумываясь, не дослушав до конца, начинает выполнять новое задание, не закончив предыдущего, болтает непрерывно, теряет и забывает свои вещи.

Но согласитесь: спокойный, тихий и очень послушный ребенок - это тоже тревожный признак. Сразу начинаешь думать: "Что-то с ним не то!" Итак, активный ребенок - это хорошо, это означает, что он, во-первых  здоров (больной не будет носиться!), А во-вторых, «затлумленый воспитанием» - сплошными запретами и наказаниями.

А с другой стороны - разве это нормально, когда ребенок день и ночь скачет тебе по голове? Так где граница между нормой и "перебором"? Между активностью и гиперактивностью? Прежде чем кормить ребенка успокаивающими препаратами, попробуем разобраться.

Итак, сопоставьте:

Aктивный ребенок

- Предпочитает подвижные  игры перед пассивными (пазлы, лото, конструктор), но если ему  действительно интересно - может и дворец построить, и сказку послушать;

- Быстро говорит и ставит бесконечные вопросы;

- Не страдает хроническими нарушениями сна и кишечными расстройствами;

- Активный не всегда и не везде (например, в гостях у малознакомых людей - может быть спокойным, застенчивым)

- Неагрессивный (т.е. может дать сдачи, но не оскорбляет без причины).

Гиперактивный ребенок:

- Находится в постоянном движении и не может себя контролировать, не может остановиться, отдохнуть; даже когда устанет - все равно движется, пока не начнется истерика;

- Тоже быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не может дослушать до конца то, что ему говорят; тоже ставит множество вопросов, но не имеет терпения даже выслушать ответ или объяснения;

- Ему очень трудно уложить спать, он  очень плохо засыпает, сон беспокойный, часто просыпается; страдает кишечными расстройствами, аллергией;

- Не реагирует на запреты; в любых обстоятельствах, всегда и везде ведет себя одинаково активно;

- Ребенок бесконтрольно агрессивен - безосновательно дерется, кусается, царапается, толкается, бросается камнями, землей, может ударить палкой и т.д.

Причины гиперактивности

Главное отличие гиперактивности от активности (как темперамента) заключается в том, что гиперактивность - это не черта характера, а следствие неблагополучных родов, нарушений в течение 1 года жизни или мозговой дисфункции. Группу риска составляют дети, родившиеся после кесарева сечения, тяжелых патологических родов, недоношенные, на искусственном кормлении и тому подобное. НО не все дети, относящиеся к группе риска, обязательно будут гиперактивными! Да и потом, если истеричность, колики, нарушения сна не прошли в течение первого года, их все равно можно исправить.

ПОМНИТЕ: Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому нет смысла ругать его, наказывать, устраивать бойкот. Этим вы добьетесь только снижение самооценки, чувство вины за то, что он такой «неправильный».

К тому же, в некоторых случаях гиперактивность может быть результатом завышенных требований родителей, которых дети не могут выполнить через свои природные способности или из-за переутомления. В таких случаях родители должны снизить нагрузку на ребенка, уменьшить свои требования.

Иногда гиперактивность может быть реакцией ребенка на психическую травму, например, на ссоры родителей или их развод, плохое отношение к нему в семье, в саду или школе, конфликт с членами (членом) семьи или воспитателем (учителем). Если причина в садике или школе - надо изменить заведение. Если причина в семье - принимайте меры. Ребенок не должен слышать ссору между взрослыми, а тем более быть ее участником. Если ребенка терроризирует член семьи - должны его укротить. Родители должны как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить на природу, придумывать совместные развлечения и тому подобное. Конечно, это требует много терпения и фантазии, зато вы будете знать внутренний мир вашего ребенка, станете с ним близкими - а за это  цена не слишком высока.

Гиперактивный ребенок .Что надо делать?

Начните с себя

Родители должны всем сердцем понять беду, постигшую ребенка. Мало знать, что надо делать. Без сочувствия, любви и искренности никакие знания не помогут. Только внутренне приняв для себя эти знания, родители смогут правильно обращаться с ребенком: НЕ повышать голос и НЕ ругать ребенка, НЕ сюсюкать и НЕ потакать, НЕ спешить самим и НЕ торопить ребенка, НЕ нервничать и НЕ раздражаться, НЕ менять договоренностей и планов и тому подобное. При этом ни в коем случае ребенок не должен почувствовать, что вы ее жалеете!

Первая встреча с детским садом

Можно ли сделать ее интересной для ребенка и максимально комфортной для родителей? Соблюдая определенные правила, Ваше знакомство с дошкольным учреждением пройдет легко и положительно.

Определитесь с важными для вашей семьи критериями подбора сада: расписание, режим питания, сон, прогулки, занятия. Если распорядок дня детского учреждения приближен к графику внутри семьи, малышу будет гораздо легче адаптироваться к их условиям и правилам.

Подготовьте кроху к новому этапу в его жизни.

Расскажите о возможных друзьях, интересных занятиях, играх и игрушках детского сада, утренниках и других праздничных мероприятиях. Важно вызвать интерес и положительные эмоции у Вашего ребенка. При этом не стоит слишком преувеличивать. Столкнувшись с неправдой, ребенок окажется в состоянии фрустрации, когда ожидаемое не совпадает с действительным. В таком случае он может потерять доверие к Вам и саду, и даже отказаться его посещать.

Выберите наиболее удачное время для первого визита.

Не стоит откладывать поход в детский сад до последнего момента, когда, к примеру, Вам пора будет выходить на работу или начнется учебная программа в ДДУ. Гораздо спокойнее начать знакомство с садом заблаговременно, и лучше всего – летом. В этот период группы не переполнены детьми, мало новичков, упрощена учебная программа, и детки проводят больше времени на свежем воздухе.

На встречу с детским садом возьмите с собой больше позитива! Ребенок, видя Ваше хорошее настроение, будет также положительно настроен на знакомство с новой для него средой.

Дайте ребенку время на адаптацию.

Не стоит после первого дня, проведенного в новом учреждении, расспрашивать свое чадо о впечатлениях. Дети-дошкольники склонны на уровне чувств определять окружающую их картину. Они могут сначала заинтересоваться, затем задуматься и, наконец, полюбить свой «второй дом». При этом ответить сразу на интересующий Вас вопрос: «нравиться ли тебе здесь?», - малыш не сможет. Немного повремените, и результат вы увидите по его реакции. Только прочтите ее правильно! Если ребенок сомневается, привлеките его внимание к тем интересным вещам, которые есть в садике. Если ребенок еще осматривается, выдержите паузу - скоро он будет готов сделать следующий шаг. Если ребенок плачет прямо с порога, значит нужно разобраться в причине и только тогда действовать.

Время адаптации для каждого ребенка индивидуально и зависит от возраста, условий и психологической готовности родителей. Но, как правило, через месяц-три детки привыкают. Бывает и так, что дети идут с радостью, а через неделю начинают плакать. Это тоже вариант адаптации. Малыш сложил свое видение сада и может переживать, что ждет его дальше. Такое беспокойство нужно понять и поддержать ребенка позитивными словами и, конечно, улыбкой! Поверьте, через некоторое время малыш успокоится. Ваша уверенность, что все будет хорошо, станет лучшей опорой для ребенка.

Прислушайтесь к советам воспитателей.

Если Вы взволнованны и чувствуете, что не понимаете состояние малыша, и не можете справиться с ситуаций, обратитесь за помощью к коллективу дошкольного учреждения. Это поможет выстроить с ними доверительные отношения и найти выход из сложившейся ситуации. На всякий непредвиденный случай оставьте воспитателю контактную информацию о себе.

Позаботься заранее о моменте расставания с ребенком.

Его нужно изначально выстроить правильно: не затягивайте прощание, не давайте тысячу различных наставлений и абстрактных представлений о встрече (мама скоро придет, я тебя скоро заберу) – лучше ставьте конкретные временные рамки (заберу после сна, ты пообедаешь/ поужинаешь и я за тобой приду). Прощайтесь с ребенком вежливо и спокойно, выразите уверенность, что день малыша пройдет интересно, и Вы будете ждать от него рассказа о друзьях, приключениях и творческих работах за день. Пусть ребенок помнит, что его времяпрепровождение в саду для Вас тоже важно, а его рисунки – очень интересны. После прощания с улыбкой передайте ребенка воспитателям и с полным спокойствием идите по своим делам.

Подготовьте ребенка к основным правилам поведения в коллективе.

Большинство из них действуют и в самом саду. К примеру, давать или не давать сдачу своему обидчику, делиться или нет своей собственной игрушкой, просить прощения за неправильный поступок. Все эти простые навыки общения можно проработать задолго до похода в сад, к примеру, играя на детской площадке. Это упростит адаптацию ребенка к новому коллективу и спасет от неприятных разбирательств.

Желаем Вам и Вашим деткам приятного нового опыта и удивительных открытий в мире детского сада!