Музыкальное развитие

Японский педагог и музыкант Шиничи Сузуки уверен,

что все дети рождаются талантливыми.

Отличие только в одном: в одних детей способности

к чему развивают с раннего детства,

а у других нет.

Музыка - это вид искусства, который существенно влияет на становление личности в дошкольном возрасте. Она обогащает чувства и представления ребенка, способствует выработке умения чувствовать ритм и мелодичность произведения, формированию способности адекватно реагировать на них своим голосом и движениями. Развивает интерес к различным музыкальным инструментам.

Для нас главное в музыкальном развитии дошкольника - «погрузить» его в разнообразие музыки, научить «жить» ею, ознакомить с различными средствами выразительности, образными движениями, научить ориентироваться в пространстве, видеть себя среди других, быть благоприятным к музыке, ловким, оптимистично настроенным.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. В некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ощущение порядка, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует про музыкальность, у других позже, тяжелее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь в 5 лет. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдаются, как правило, именно у детей, получающих достаточно обогащенные музыкальные впечатления.

Музыкальные занятия :

Основной формой музыкальной деятельности у нас есть занятия, которые предусматривают:

слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детьми;

обучения пению;

обучение движениям в музыкальных играх и танцах;

обучению игре на детских музыкальных инструментах.

Оптимальное время занятий - не более 50 минут. Внимание ребенка трудно удержать дольше 15 минут, по истечении которых нужна смена вида деятельности. В группе не более 10 детей, обеспечивает высокое качество занятий.

Интересная информация о музыкальных занятиях в нашем Центре.

Пение - как основная часть музыкальной деятельности детей на занятии.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому, в первую очередь, на музыкальных занятиях у детей мы развиваем эмоциональную отзывчивость к музыке. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В работе с детьми в обучении пению мы используем упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Учитывая особенности восприятия детей, мы ориентируемся на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки. Упражнения отличаются разнообразием , мелодическими оборотами, яркими музыкальными образами.

Используются упражнения - игры в комплексном воздействии различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические игровые действия, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.

Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Дети играют на бубнах, деревянных ложках, погремушках, музыкальных молоточках, колокольчиках. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. В старшем возрасте дети начинают играть на музыкальных инструментах имеющих звукоряд. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначением, по слуху. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста мы побуждаем детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание у детей, мы используем дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте

Все музыкально-дидактические игры соответствуют возрасту детей. На занятиях мы используем простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры, побуждающие детей играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.

Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.

Особую роль в инструментовке отводится партии фортепиано, которую выполняет наш музыкальный руководитель!

Оркестр, или игра на музыкальных инструментах:

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в двадцатых гг. прошлого века, стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и кселофона.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Игра на музыкальных инструментах - интересная и полезная для детей музыкальная деятельность. Музыкальные игрушки и инструменты украшают жизнь дошкольника, развлекают его, вызывают стремление к собственному творчеству, которое можно развивать и в семье.

Памятка для родителей (музыкальное воспитание):

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начать музыкальное развитие ребенка как можно быстрее. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если он будет красив внешне, все равно разрушится от сильного ветра и землетрясения », - считают педагоги.

2 Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует расстраиваться, если у Вашего малыша нет настроения что-то спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого нужно время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот-возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния: от умиротворения, спокойствия и гармонии к беспокойству, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.